Предварительно оплаченный товар

ВК

Предварительно оплаченный товар это товар за который внесена предварительная оплата. Если договор купли-продажи содержит условие о предварительной оплате товара, то он должен содержать и условие о сроке передачи товара потребителю. В этом случае срок передачи товара является существенным условием договора купли-продажи, в котором предусматривается обязанность потребителя предварительно оплатить товар.

Какие же имеют права стороны договора, в котором есть условие о предварительной оплате товара? Чтобы ответить на этот вопрос более наглядно, давайте разберемся на примере.

Например: 21 июня 2020 г. в магазине «Двери», расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская 212/11, покупатель приобрёл двери с фурнитурой на общую сумму сто тридцать три тысячи сто тридцать два рубля 10 копеек, согласно имеющемуся на руках счет-чеку № SOLI0000393.

По условиям договора поставка заказанного товара осуществляется по адресу, указанному в заказе № SOLI000039 в срок от двух недель до двух месяцев. Сегодня 25 августа 2020 года. Выходит, что срок поставки предварительно оплаченного товара прошёл, а покупатель предварительно оплаченный товар не получил.

На основании п. 3 ст. 23.1. закона ОЗПП в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

На основании п. 2 ст. 23.1. закона ОЗПП в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок.

При нарушении исполнителем сроков выполнения работ потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»):

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Из вышесказанного выходит, что покупатель может обозначит конкретную дату в которую продавец должен поставить предварительно оплаченный товар или отказаться от исполнения договора и потребовать выплатить ранее уплаченные деньги в качестве предоплаты. Эти два варианта самые популярные.

Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что продавец, по сути получил от покупателя беспроцентный кредит и пользовался этими деньгами по своему усмотрению. Значит покупатель имеет право на получение процентов по 395 ст. ГК РФ за пользование чужими денежными средствами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Статья 13 закона ОЗПП гласит, что убытки, причинённые потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени) установленной законом или договором.

Все это время покупатель испытывает нравственные страдания (переживания, чувство утраты, досада, обида, чувство неполноценности), а так же находится в полном неведении, потому что продавец не отвечает по указанным контактам. О том, как доказать моральный вред, я рассказывал в прошлой статье. Вы можете ознакомиться перейдя по ссылке.

 

На основании ст. 15 закона «О защите прав потребителей» моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель может потребовать от продавца за нарушение сроков предоплаченного товара:

  1. требую поставить товар в течении __ рабочих дней с даты получения претензии
  2. требую уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги)
  3. расторгаю договор купли-продажи и требую вернуть уплаченную за товар денежную сумму в установленные ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» сроки.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Напоминаю, что на основании п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителя при удовлетворении судом требования потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По закону необходимо соблюсти досудебное урегулирование конфликта. Поэтому покупателю необходимо написать претензию о нарушении сроков поставки товара. Кстати, при составлении претензии можно взять многие абзацы из этой темы.

В претензии, помимо требований покупатель может указать просьбу выплатить неустойку (пени) за просрочку по договору купли-продажи 0,5% от уплаченной суммы за каждый день просрочки, а также моральный вред в размере 10% от полной стоимости товара.

Продавец может отказать в просьбе о компенсации и это его право. А покупатель может обратиться в суд, где суд встанет на сторону покупателя.

Для устрашения покупателю следует указать на то, что он знает свои права и на этом этапе не остановиться, а будет двигаться дальше отстаивая свои права. Необходимо написать, что покупатель оставляет за собой право обратиться:

  1. в прокуратуру для проведения прокурорской проверки деятельности магазина
  2. с жалобой в Роспотребнадзор на магазин
  3. в суд с иском о возмещении процентов по 395 ст. ГК РФ за пользование чужими денежными средствами, пени 0,5% от уплаченной суммы за каждый день просрочки, материальных убытков, морального вреда.

Хитрые продавцы, чтобы оставить себе рычаг давления на покупателя указывают одним из условий договора, что поставщик вправе не выполнять поставку до зачисления 100% оплаты по счету.

На этот пункт хочу отметить то факт, что закон не предусматривает возможности понуждения покупателя к оплате, не переданного ему поставщиком товара. А так же, если предоплата внесена покупателем в неполном объеме, то продавец вправе отказаться от передачи товара только в части, пропорциональной неполученной сумме.

Друзья, а что Вы думаете про предварительно оплаченный товар? Напишите об этом несколько слов в комментариях и поделитесь этой информацией в соцсетях со своими друзьями. А чтобы не пропустить в дальнейшем другие важные изменения в новых законах, подпишитесь на получение новостей.

Закон РАА