Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

ВК

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» дают право по собственному выбору требовать с продавца:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Покупатель имеет право на полное возмещения убытков, причиненных вследствие реализации продукта ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Федеральным законом «О защите прав потребителя» для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

Как правильно предъявить претензию при обнаружении в товаре недостатков?

Предъявлять претензию необходимо в письменной форме, в 2-х экземплярах. Один экземпляр доставляется получателю, а на втором сотрудник, принявший документ, должен подписаться, поставить дату получения претензии, штамп или печать магазина (если есть), а также указать должность, Ф.И.О. Если принимать вашу претензию отказываются, то отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Это необходимо для фиксации факта вашего обращения.

Особенности подачи претензий на технически сложные товары при обнаружении в товаре недостатков

В отношении технически сложных товаров закон устанавливает собственные характеристики для представления и удовлетворения требований потребителей при обнаружении дефектов в таких товарах. Эти особенности закреплены в пункте 1 статьи 18 Закона Российской Федерации о защите прав потребителей. Итак, в данном абзаце:

  • Установлен срок подачи претензий о возврате уплаченной суммы и замене товара — в течение 15 дней с момента доставки данного товара потребителю.
  • Указаны особые случаи, в которых указанные требования должны быть выполнены по истечении 15 дней:
  • Обнаружение значительного дефицита товара;
  • Нарушение правил ремонта товаров, предусмотренных статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • Невозможность использования товара в общей сложности более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока, так как различные дефекты неоднократно устранялись.

Срок подачи соответствующих претензий при обнаружении в товаре недостатков

Требования к дефектам товара предъявляются потребителем (ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»):

  • В течение гарантийного срока;
  • В течение срока полезного использования товаров (для продуктов питания, парфюмерии и косметики, медикаментов, бытовой химии и т.п.);
  • В течение двух лет с момента передачи товара потребителю (если не установлен гарантийный срок или срок действия);
  • В течение двух лет с момента передачи товара потребителю (если истек гарантийный срок и потребитель может доказать, что дефекты возникли до покупки товара);
  • В течение срока полезного использования товара или в течение 10 лет с момента передачи товара потребителю (если срок полезного использования не установлен). Этот срок может применяться при одновременном наличии следующих условий:
    — выявлены существенные недостатки товара;
    — требование предъявляется не продавцу, а производителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру);
    — потребителю требуется только ремонт товара;
    — дефекты в товаре выявлены через два года с момента передачи товара потребителю.
 

Сроки предъявления претензий потребителем в отношении недостатков товара мы разбирали более подробно в прошлой теме.

Порядок проверки качества товара и компетентности при обнаружении в товаре недостатков

Для выполнения заявленных требований продавец должен установить, почему (по вине производителя (продавца) или по вине покупателя) возник дефект товара.
Поскольку качество товара не всегда можно определить на глаз, на начальном этапе назначается контроль качества товара, а затем, если вы не согласны с результатами контроля качества, экспертиза.

Это установлено п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: Продавец (производитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества от Потребитель и при необходимости проверить качество товара Потребитель имеет право участвовать в контроле качества товара.

Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара. В случае возникновения спора о причинах возникновения дефектов товара продавец (производитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести осмотр товара за свой счет. Потребитель имеет право присутствовать при осмотре товара и, в случае несогласия с его результатами, обжаловать заключение такой экспертизы в суде.

Обратите внимание, что потребитель имеет право принимать участие как в контроле качества, так и в экспертизе. Однако недобросовестные продавцы не информируют потребителя об этом праве, а затем заявляют, что потребитель не заявлял о своем намерении участвовать в осмотре или досмотре. Поэтому, как только продавец предупредит вас о необходимости проведения проверки качества (экспертизы), сразу же письменно сообщите о своем желании присутствовать.

Если в результате экспертизы будет установлено, что дефект возник по причинам, не связанным с продавцом, последний имеет право потребовать от потребителя оплаты работы специалистов, а также услуг по транспортировке и хранению товаров, относящихся к экзамен.

Судебная защита нарушенных прав потребителей при обнаружении в товаре недостатков

Если продавец отказывается добровольно удовлетворить требования указанные в вашей претензии или не дает письменного ответа на вашу претензию, вы имеете право обратиться в суд с просьбой защитить ваши нарушенные права.

При этом законодательством Российской Федерации (п. 3 статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 4 п. 2 и п. 3 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ) освобождаются от уплаты налогов, если цена иска не превышает 1 млн. руб.

Административная ответственность продавца при обнаружении в товаре недостатков

Управление Роспотребнадзора по жалобам потребителей при наличии соответствующих причин проводит внеплановые проверки в отношении торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, нарушающих законодательство о защите прав потребителей.

Прежде чем направить жалобу в Роспотребнадзор, потребитель должен соблюсти претензионный порядок обращения. То есть, сперва, обратиться с претензией к продавцу, а после уже обращаться в Роспотребнадзор.

Друзья, а что Вы думаете про существующие права потребителя при обнаружении в товаре недостатков? Напишите об этом несколько слов в комментариях и поделитесь этой информацией в соцсетях со своими друзьями. А чтобы не пропустить в дальнейшем другие важные изменения в новых законах, подпишитесь на получение новостей.

Закон РАА