Планирование аудита с этапами проведения

ВК

Планирование аудита является независимым и обязательным этапом аудита, который состоит из определения стратегии и тактики аудита, объема аудита, разработки программы аудита и конкретных процедур аудита. Организация проводящая аудит должна его спланировать до заключения договора на проведение аудита.

Планирование аудита аудитором способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Планирование аудита на начальном этапе:

Что необходимо принимать во внимание при планировании аудита на начальном этапе?

  1. деятельность аудируемого лица, в том числе:
    • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
    • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения,
    • произошедшие с даты предшествующего аудита;
    • общий уровень компетентности руководства;
  2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
    • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
    • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
    • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  3. риск и существенность, в том числе:
    • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
    • установление уровней существенности для аудита;
    • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
    • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
  4. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
    • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
    • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
    • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
     
  5. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
    • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
    • привлечение экспертов;
    • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
    • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
  6. прочие аспекты, в том числе:
    • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
    • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
    • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
    • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
    • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Эффективная методика проведения аудита

Наиболее перспективной является применяемая в настоящее время аудиторами трехступенчатая методика. Сначала выявляются общие недостатки в работе аудируемой организации, которые могут быть связаны с различными нарушениями и злоупотреблениями. Затем осуществляются контрольные действия, направленные на выявление признаков, указывающих на возможность совершения конкретных нарушений. Детальный контроль производится только на тех участках, на которых выявлены неблагоприятные отклонения. Наконец, с помощью модифицированной дублирующей методики выявляются конкретные нарушения и недостатки.

Друзья, а что Вы думаете про планирование аудита? Напишите об этом несколько слов в комментариях и поделитесь этой информацией в соцсетях со своими друзьями. А чтобы не пропустить в дальнейшем другие важные изменения в новых законах, подпишитесь на получение новостей.

Закон РАА